Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

«Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности»

     Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребенка, но она может косвенно управляться и стимулироваться воспитателем.
     Именно воспитатель создает в группе поисковую ситуацию для детей, а иногда, перемещая все пособия  в другое место, меняется и способ их предназначения в группе.
     Внеся  в группу детали костюмов, элементы декорации дети,  вспоминая сюжет праздничного утренника или развлечения, воспроизводят отдельные эпизоды. Наблюдая за детскими играми можно ненавязчиво повлиять на их ход вскользь сказанным замечанием ( например, игру в «Магазин - булочная» дети перестраивают сначала в игру «Универсам», а потом - в «Музыкальный магазин»), озадачив детей неожиданной информацией (например: «А знаете ли вы, ребята, что у куклы Алины сегодня день рождения?»), а иногда и включиться в игровое действие и т.д.
     Ребенок постепенно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, используя при этом разные виды самостоятельной и художественной деятельности: художественно - речевое, изобразительное и музыкальное творчество.
     Каждый вид художественной деятельности может выступить как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности.
     Художественно-продуктивная деятельность, театрально - игровая, художественно - речевая, музыкальная могут  выступать во взаимосвязи, представляя собой единую синтетическую художественную деятельность, и деятельность эта должна представлять собой ряд законченных (завершенных) действий. Например, дети в «Уголке ручного труда» изготавливают самодельный театр: пальчиковый, настольный, бибабо и др.; в уголке оформляют этот материал, используя различные изобразительные средства, обыгрывают его в небольших театрализованных представлениях, опираясь на имеющиеся навыки, впечатления. Как и другая театрализовано - игровая  деятельность, эти действия сопровождаются пением, напеванием, музицированием.
     Такой синтез видов художественной деятельности детей является показателем эффективной воспитательно - образовательной работы и высоким уровнем развития детей в целом и художественного, музыкального их развития. Творческая атмосфера в детском коллективе подчеркивает хорошую организацию детей, их инициативность, способность к  творческой реализации. Именно эти качества определяют готовность детей к успешной учебной деятельности в школе.
  
     Для самостоятельной музыкальной деятельности необходимы следующие условия:
- правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей;
- целесообразность их размещения;
- периодичность внесения.
  Какие же игрушки и пособия понадобятся:
- Детские музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, тарелки, румбы, треугольники, кастаньеты, трещотки, деревянные палочки; с диатоническим и хроматическим звукорядом ударные (металлофон, ксилофон).
- Неозвученные музыкальные игрушки: пианино, балалайка, гармошка; игрушки - инструменты: трехступенчатая, пятиступенчатая, восьмиступенчатая лесенка с дополнительным мелким игровым материалом (матрешки, солдатики, птицы, животные).
- Озвученные музыкальные игрушки: музыкальная книжка, музыкальный молоточек, органчики, музыкальная шкатулка, музыкальные волчки, музыкальные колокольчики.
- Настольные музыкально - дидактические игры: «Музыкальное лото», «Кто в домике живет», «Учитесь танцевать», «Сколько нас поет» и др.
- Атрибуты: шапочки и маски, детские костюмы в соответствии с содержанием хороводных музыкально - дидактических игр, игр с пением; с теми персонажами, которые были введены на праздничных утренниках, развлечениях и т.д.
- Различные виды театра: театрально   игровая деятельность детей стимулирует «музицирование» (синтез пения, декламации, игры на детских музыкальных инструментах).
     При размещении музыкальных игрушек и пособий в игровой комнате необходимо основываться на принципе целесообразности. Каждую музыкальную игрушку, пособие необходимо использовать по назначению: музыкально-дидактические игры размещаются там же, где и настольно -печатные игры; игрушки - инструменты (озвученные, неозвученные) - в игровом уголке, туда же целесообразно поместить такой игровой  материал, как CD-плейер (бутафорский) с дисками, телевизор с кинолентами и т.д.; атрибуты, щапочки - маски для игр с пением, хороводных музыкально -дидактических игр - в физкультурном уголке; детали костюмов - в уголке ряжения или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр.
     Следует определить и место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку (на высоте, удобной для детей).
     Какие детские музыкальные инструменты могут быть использованы в каждой  возрастной группе:
    Младшая группа: бубен, барабан (с кожаной основой), погремушки, колокольчики, деревянные палочки.
     Средняя группа: деревянные палочки, деревянные ложки, треугольник, металлофон (во второй половине года).
     Старшая группа: металлофоны, румба, треугольник, трещонка, бубны.
     Подготовительная группа: маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны и др.
     Важно, чтобы каждый инструмент вносился только после того, как дети освоили способ звукоизвлечения на нем и приобрели минимальный запас умений, навыков игры на данном музыкальном инструменте.
     В уголок детских музыкальных инструментов могут быть внесены озвученные и неозвученные музыкальные лесенки в старшей и подготовительной группе, портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомились на занятии (в течение года в группу вносится пять - шесть портретов на две - три недели каждый).
     Духовые детские музыкальные инструменты (по соображения гигиены) не используются в самостоятельной музыкальной деятельности.
     Для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей можно выделить следующие формы, определяющиеся типом самостоятельной деятельности: исполнительской и творческой.
     Исполнительская деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети совершенствуются в каком - либо умении (например, в игре на детском музыкальном инструменте).
     В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свой вариант, свой способ действий и т.д. (например, сочиняют мелодию, наигрывая ее на металлофоне, придумывая новое танцевальное движение и ли целую сценку).
     Для творческой деятельности характерны следующие организационные формы:
- сюжетно-ролевые игры («Наш оркестр», «Ищем таланты» и др.);
- импровизирование на детских музыкальных инструментах;
- песенное и танцевальное импровизирование;
- театрализованные представления (импровизированного характера).
  Для исполнительской деятельности дети используют такие формы, как:
- игры с пением;
- настольные музыкально - дидактические игры;
- игра на детских музыкальных инструментах (закрепление, повтор выученных с педагогом мелодий);
- сюжетно-ролевые игры: «Музыкальные занятия», «Музыкальный магазин»,
«Концерт» и т.п.;
- театрализованные представления с включением отдельных видов музыкальной деятельности по готовым сюжетам: «Репка», «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка» и т.д.
- игры - драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности;
- концерты детской художественной самодеятельности – развлечения, организованные стихийно по инициативе детей или стимулированные игровым материалом («Музыкальная карусель», «Музыкальный будильник», «Вертушка», «Музыкальный телефон» и др.)
     Таким образом, самостоятельная музыкальная деятельность, являясь одной из сложных форм музыкальной деятельности, возникает не только при условии интереса ребенка к музыке, его стремлении выразить свои художественные переживания от встречи с ней, но и от наличия устойчивых певческих, музыкально - ритмических, двигательных навыков восприятия и игры на детских музыкальных инструментах.






                                                                     Музыкальный руководитель: Каргина Н.П.



Книга отзывов
Оставьте отзыв о детском саде!