Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Воспитание любознательности у дошкольников

Природная любознательность присуща всем детям. Путём бесконечных вопросов и исследований ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире. При этом данное качество можно и нужно воспитывать.

Во многом от взрослого зависит, будут ли познавательными интересы ребёнка крепнуть и развиваться или останутся незамеченными.

Познавая мир, дошкольники стремятся всё пощупать, изучить и по возможности разобрать. Они буквально заваливают взрослых бесконечными вопросами. Не случайно этот вaозраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания любознательности. Умение наблюдать, сосредоточенно, внимательно слушать, рассматривать, обязательно потребуются ребёнку в любой деятельности, без них невозможно обучение в школе.

Любознательность - это стремление к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. Любознательный человек имеет развитые познавательные интересы, стремится к овладению новыми знаниями и получает от этого процесса радость и удовлетворение. Жажда новых знаний играет важную роль в жизни каждого, особенно ребёнка. Она состоит в следующем.

Во - первых, наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учёбу. Если у ребёнка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учёбы у него «включается» внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда её запоминает. И, что главное, все эти познавательные психические процессы сопровождаются эмоцией радости. Дошкольник получает удовольствие от познания, оно не устаёт и с лёгкостью овладевает новой учебной информацией.

Если же у ребёнка не развита любознательность, то познавательная деятельность, в том числе и учёба, вызывает чувство насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи с чем он плохо понимает и не запоминает учебный материал. Любознательность - источник позитивной энергии.

Во - вторых, любознательность, побуждает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий.

Любознательность создаёт изобретателей, путешественников и первооткрывателей, хороших профессионалов и инноваторов во всех профессиональных областях, творцов, мастеров на все руки.

В - третьих, основу любознательности составляют эмоции радости, интереса и удивления.

Способы развития любознательности

Любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть как поддержана, так и подавлена реакциями и действиями взрослых.

Любознательность можно воспитать, если взрослый активно поддерживает ситуационно проявляемые самим дошкольником эмоции интереса, радости и удивления от наблюдения, исследования и создания чего - то. Например, если ребёнок разбирает игрушечную машинку, желая узнать, почему она едет, важно присоединиться, разделить и поддержать его исследовательский интерес. Нужно обратить его внимание на детали, которые помогут ему самому ответить на интересующие вопросы.

Если взрослый будет ругать дошкольника за попытку разобрать новую машину, либо убеждать его, что в этом нет ничего интересного, то познавательные интересы будут подавляться, он поймёт, что это не интересно, не стоит внимания либо даже запрещается. Плоды такой реакции проявятся значительно позже ,когда в школе ребёнок будет считать, что изучать тот или иной предмет неинтересно и бессмысленно.

Второй способ развития любознательности дошкольника - внимание к его вопросам, свидетельствующий о том, что у ребёнка развивается любознательность. Обязательно радуйтесь им, отвечайте, и старайтесь это сделать максимально полно и доступно.

Третий способ развития любознательности у ребёнка состоит в том, чтобы передать ему собственный интерес, удивление и радость от наблюдений, исследований или сознания чего - то нового, т.е. «заразить» собственными эмоциями.

Четвёртый способ - вызывать уважение, ценностное отношение к людям, сделавшим открытия, изобретения, придумавшим новшества, усовершенствования. Ведь их достижения - результат любознательности.

Важно также проявлять уважение к поделкам, догадкам, «открытиям», увлечениям самого ребёнка. Иногда он «открывает для себя то, что взрослым давно известно. В этом случае важно его поддержать, порадоваться, а не говорить, что это уже давно известно.


Книга отзывов
Оставьте отзыв о детском саде!