Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Я хочу быть грамотным

Современная школа требует, чтобы ребенок, поступая в первый класс, знал буквы и цифры, умел читать. Очень многие детишки сейчас идут в школу, в 6 лет, хотя считается, что физически такой маленький ребенок к учебным нагрузкам еще не полностью готов: он достаточно быстро утомляется, не может положенное время концентрировать внимание, часто болеет, пропускает занятия. В результате - неуспеваемость, плохие отметки. Папы и мамы иногда утверждают, что, научившись читать, уже в пять лет, ребенок не должен «сидеть» в детском саду. Но практика показывает, что раннее овладение техникой чтения не лучшим образом сказывается на грамотном письме. Можно назвать тому две причины.

1. Как только ребенок начинает читать самостоятельно, взрослые, облегченно вздохнув, тут же перестают ему читать вслух. И напрасно! Слушая сказку, малыш способен создавать образ услышанного. У него развивается воображение.

2. У ребенка в этом возрасте еще не очень – то хорошо, получается, одновременно читать и усваивать прочитанное. А для грамотного письма необходимо, чтобы при чтении он мог запоминать, как пишутся слова. Это для маленьких детей практически невозможно. В результате не складывается механизм чтения с запоминанием правописания слов.

Слово «Библиотерапия, т.е. – «лечение книгой» сейчас очень модно. Библиотерапией ныне занимаются библиотекари и педагоги, психологи и психотерапевты. Проявляют интерес к ней и родители. Книга оказалась уникальным инструментом терапевтического воздействия.

Давайте вспомним кинофильмы о дореволюционной России: во многих из них непременно показывали домашнюю библиотеку, которая одновременно служила хозяину дома кабинетом. Это помещение вызывало восхищение ребёнка, таило массу тайн. В нём были: особая аура, запах старины и науки. Верхом счастья для детей было попасть, хотя бы ненадолго, в такую библиотеку. Это воспитывало совершенно особое отношение к книгам, чтению. Библиотека детского сада – это нечто среднее между общественной и домашней библиотекой. Мы стараемся научить ребёнка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Для того, чтобы дети слушали с вниманием, интересом, сопереживали героям, мы учим произведения наизусть, работаем над чёткостью, выразительностью и темпом чтения. Больше всего дети, независимо от возраста, любят красочные энциклопедии. Для чего читать ребёнку сказку, если намного проще нажать на кнопку телевизора, по которому показывают очередные приключения «Лунтика», «Барбоскиных», «Фиксиков»? Но равноценна ли такая замена?

Видеофильм, в отличие от книги, можно смотреть рядом, но не вместе с ребёнком. Да и многие ли взрослые смотрят с детьми фильмы?

Чтение сближает взрослых и детей. Ребёнок может о чём – то спросить, выразить свои впечатления, возникшие после прочитанного текста. * Каждый читатель – это своего рода актёр, одна и та же фраза может быть прочитана по – разному, ведь не зря дети так любят чтение по ролям. А видеофильм всегда останется одним и тем же: тот же голос, та же картинка. Во время просмотра видеофильмов, ребёнок молчит, он пассивный наблюдатель. Современные дошкольники много смотрят и мало читают, поэтому многие из них с большим трудом формулируют свои мысли. Читая книгу, мы побуждаем ребёнка говорить, мыслить, фантазировать, сравнивать высказывания героев.

При необходимости, чтение можно прервать и отложить на потом, при этом ребёнок в ожидании этого «потом», начинает осознавать, что процесс чтения доставляет огромное удовольствие.

Метод «Сказкотерапия» - имеет многовековую историю. Сказкотерапия – образование связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сказка хочет научить нас чему – то важному и мы должны догадаться чему именно. Сказкотерапия имеет следующие закономерности:

1. Осознанность – это осознание причинно – следственных связей в развитии сюжета.

2. Множественность – понимание того, что одно и то же событие может иметь несколько значений и смыслов.

3. Связь с реальностью – осознанность того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами какой – то жизненный урок. Так же, проводим беседы: «Стоит ли учить стихи наизусть?» Выслушав, рассуждения детей, обобщаем: «Чем больше хороших стихотворений вы услышите и запомните в детстве, тем богаче, ярче и выразительнее будет ваша речь. Окружающим всегда приятна беседа с доброжелательным, культурным человеком. А культурный человек – это человек с хорошими манерами и богатой, образной речью».

«Ребенок и стихи»

Все малыши любят стихи. Это известная истина. Даже грудничков завораживает ритмичные поэтические строки. А когда приходит пора и малыш начинает говорить сам, поэзия помогает резко увеличить словарный запас. Классические стихотворные тексты, колыбельные, поговорки, и считалки – та благодатная почва, которая способствует формированию речи, развитию образного мышления, а ребенок просто получает удовольствие. Фольклорный материал способствует овладению родной речью. Запоминая слова потешек, поговорок, пословиц, дети развивают память, внимание, воображение.

«Читаем вслух»

Продолжайте читать детям вслух и в 6, и в 7, и в 8 лет! В возрасте 5 – 7 лет очень важно, чтобы ребенок умел воспринимать информацию на слух. Хорошо, если он не просто воспринимает услышанное, но еще может рассказать близко к тексту. Очень полезно учить стихи на слух. Выберите стихотворение, которое нравится малышу, прочитайте его вслух выразительно сами, обсудите прочитанное: главных героев, природу, краски. Вы можете читать это стихотворение каждый день, как любимую сказку, пока ребенок не запомнит его.

Чтобы выучить стихотворение быстро, попробуйте читать его по две строчки и просите малыша повторять за вами. Потом следующие две строчки и так до конца стихотворения. Если ребёнок не сможет без запинки прочитать стихотворение целиком, успокойте и скажите, что завтра у него обязательно получится.

И это действительно так!

Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве, - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребёнка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.

Книга отзывов
Оставьте отзыв о детском саде!