Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Закаливание

Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию окружающей среды (солнечная радиация, химический состав атмосферного воздуха и его физические свойства, вода и др.).

Приспосабливаясь к сложному воздействию всех внешних условий, организм способен уменьшить или увеличить свои тепловые потери. Сужение и расширение кожных капилляров осуществляется мышцами капилляров. В результате кровенаполнение кожи либо увеличивается, и она отдает больше тепла в окружающую среду, либо уменьшается и теплоотдача понижается.

Чем моложе ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее при неблагоприятных условиях он может переохладиться или перегреться. Это объясняется тем, что у детей поверхность кожи относительно массы тела (на 1 кг) больше, кожа, в частности, ее роговой слой, тоньше, а просвет кожных капилляров шире, нежели у взрослых людей. Их организм часто не успевает быстро отреагировать и защитить себя от холода и жары.

Закаливание в дошкольном возрасте мы рассматриваем в нашем детском саду как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Мы понимаем, что лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Целью нашей работы по закаливанию является выработка способности организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и проницаемыми для ряда болезнетворных микробов и их ядов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает. Нами проведен сравнительный анализ заболеваемости средней группы «А» за период: январь – февраль 2008 года, январь – февраль 2009 года, получавших воздушные контрастные ванны, водные процедуры и солнечные ванны. Установлено, что при систематическом проведении закаливающих мероприятий у детей данной группы снизилась заболеваемость на 5,3%. В 2008 году уровень заболеваемости за данный период составлял 18,9%, то в 2009 году он составил 13,6%. Результатами нашей работы по закаливанию являются показатели снижения уровня заболеваемости.

В результате закаливания дети стали менее восприимчивыми не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням, улучшился аппетит. Дети стали более спокойными, уравновешенными, бодрыми, жизнерадостными. Однако всех этих результатов мы могли не добиться, если бы не соблюдали правильности выполнения данных процедур.

При проведении закаливающих процедур мы опирались на следующие принципы:

Постепенность увеличения дозы раздражителя. Закаливание мы начинаем в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны и колебания ее не бывают резкими.

Последовательность проведения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам мы переходим после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме. К обливанию не допускаем детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию.

Систематичность начатых процедур. Мы не прерываем закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, которые вырабатываются в организме в процессе закаливания.

Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т д.), и если они не проводятся комплексно. Так воздушные ванны в нашем детском саду сочетаются с подвижными играми, физическими упражнениями и физической нагрузкой. При движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения.

Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, мы тщательно изучаем физическое и психическое состояние каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогического наблюдения, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристики, и дети делятся на группы здоровья.

1-я группа – практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.

2-я группа – дети, с которыми закаливающие процедуры проводятся ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам дыхательных путей, ангинам и другим простудным заболеваниям.

3-я группа – дети, которым в условиях массового проведения.

Закаливающие мероприятия противопоказаны: это имеющиеся острые или хронические воспалительные процессы (отиты, пиелонефриты и др.), пороки сердца, детям страдающим желудочно-кишечными заболеваниями.

Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Страх перед процедурами и насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм. При организации проведения процедур мы стараемся их так продумать, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение наших детей, а в дальнейшем и улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.

Воздух является наиболее доступным средством для закаливания в любое время года. Использование воздуха в оздоровительных целях мы начинаем с хорошей вентиляции помещений, в которых находятся дети, понимая, что эффект закаливания воздухом тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается его влиянию. Мы стремимся к тому, чтобы дети приучались ходить в зимнее время в помещении, а в теплую погоду и в не его в облегченной одежде. В летнее время, когда температура воздуха в тени достигае6т 18- 20 градусов вся жизнь детей нашего детского сада, кроме дневного сна, переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на свежем воздухе зависит от погоды, но в среднем не менее 1, - 2 часов в день.

При закаливании солнцем, под воздействием солнечных лучей химические и биологические процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество – меланин. Под влияние ультрафиолетовых лучей в подкожном жировом слое вырабатывается активный витамин Д, улучшается общее состояние организма, настроение, сон, аппетит, повышается работоспособность и общая сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Солнечные ванны детям старше двух лет мы проводим в утренние часы с 8 до 10 часов при температуре в тени не ниже 20 градусов и не выше 32 градусов. При малейшем ухудшении самочувствия ребенок уводится в тень. Если у ребенка появляется сыпь, бессонница, головная боль, солнечные ванны отменяются.

В нашем детском саду проводятся все виды закаливания в комплексе. Водные процедуры – местные и общие: умывание, ножные ванны, обтирание холодной кипяченой водой, игры с водой. Температура воды в начале процедур не ниже 28- 36 градусов. Постепенно мы понижаем температуру до комнатной 20- 22 градусов. Все процедуры проводятся тогда, когда тело ребенка не перегрето и не переохлаждено.

Дети получают солнечные и воздушные ванны в сочетании с физической нагрузкой, хождение босиком по траве и массажным дорожкам.

Два раза в год по две недели, в целях укрепления организма проводим сеансы фитотерапии. Дети пью чай заваренный из целебных трав: липа, чабрец, зверобой, ромашка, мята.


Книга отзывов
Оставьте отзыв о детском саде!