Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Здоровье, Безопасность

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (как научить ребенка не попадать в дорожные «ловушки»)

Дорожная «ловушка» - это ситуация, когда безопасность является обманчивой. Надо научить ребенка наблюдать за дорогой, видеть и предвидеть «ловушки» и умело избегать их.
1. На улице, где машины появляются редко, дети их не опасаются и выбегаю на дорогу, предварительно не осмотрев ее. Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу останавливаться, даже если нет машин, оглядываться во всех направлениях, прислушиваться, и только тогда переходить проезжую часть.
 2. За стоящей машиной часто бывает скрыта другая, движущаяся. Понаблюдайте е вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и фиксируйте его внимание на моменте, когда из-за стоящей, внезапно появляется другая машина.
 3. Остановка - место, где дети чаще всего попадают под машину:  Когда ребенок спешит на автобус, стоящий на противоположной стороне, он не видит ничего вокруг. Научите ребенка быть особенно осторожным в этой ситуации.  Стоящий автобус скрывает за собой едущую машину (неважно, обходим мы автобус спереди или сзади). Наблюдайте вместе с ребенком в зоне остановки, как стоящий автобус мешает увидеть опасность.
 4. Выходя на проезжую часть, ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая (машина второго ряда). Покажите ему подобную ситуацию и объясните, почему медленно приближающаяся машина (особенно грузовая) может скрывать за собой опасность. Научите его, идя до середины дороги, контролировать ситуацию слева, после середины дороги - справа.
 5. Обычно дети, пропустив машину, тут же бегут через дорогу. В первые мгновения только что проехавший автомобиль закрывает собой встречную машину. Покажите это ребенку на дороге и объясните, что выходить на проезжую часть можно, только когда дорогу хорошо видно с двух сторон и машины находятся на безопасном расстоянии.
6. Остановившись на дороге, на осевой линии, дети следят только за автомобилями справа, и не думают о машинах, идущих у них за спиной. Испугавшись, они могут сделать шаг назад - прямо под колеса машины, подъехавшей слева. Покажите ребенку, что когда стоишь на середине дороги, машины подъезжают с двух сторон, и это очень опасно. Объясните ему, как надо себя вести.
 7. Опасная привычка детей - выбегать, не глядя по сторонам из-за домов, кустарника, сугробов. Покажите ребенку, как из-за закрывающих обзор предметов появляется транспорт.
В дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
  кто является участником дорожного движения и его обязанности;
 основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство,, мопед, мотоцикл, перекресток, пешеходный переход, линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство);
 обязанности пешеходов;
 обязанности пассажиров;
 регулирование дорожного движения;
 сигналы светофора и регулировщика;
 предупредительные сигналы;
 движение через железнодорожные пути;
 движение в жилой зоне;
 перевозка людей;
 особенности движения на велосипеде.
 Рекомендации по привитию ребенку устойчивых навыков безопасного поведения
- в дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию;
 - разъясняйте необходимость быть внимательным, осторожным, осмотрительным на дороге;
- воспитывайте у ребенка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него положительные привычки в безопасном поведении на дороге;
- разъясняйте необходимость быть постоянно бдительными на дороге, но не запугивайте транспортной ситуацией;
- указывайте на ошибки пешеходов и водителей;
- разъясняйте, что такое дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и причины их;
- закрепляйте знания безопасного поведения с помощью игр, диафильмов, читайте книги, стихи, загадки с использованием транспортных ситуаций;
- используйте прогулки для закрепления и объяснения правил работы светофоров, показывайте дорожные знаки и дорожную разметку, а если регулировщик будет регулировать движение, то поясните сигналы, чаще обращайтесь к ребенку с вопросами по дорожной обстановке.
Обучение детей навыкам наблюдения на дороге
1. Выходите из дома заблаговременно так, чтобы оставался резерв времени. Ребенок должен привыкнуть ходить по дороге не спеша.
 2. Если у дома возможно движение машин, выходя из подъезда, возьмите ребенка за руку и крепко держите. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.
3. Выйдя из подъезда, остановитесь и посмотрите вместе - нет ли транспорта.
4. При подходе к проезжей части держите ребенка за руку. Научите его останавливаться. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, надо убедиться в собственной безопасности - повернуть голову влево и вправо и осмотреть дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
5. Не выходите с ребенком из-за кустов, сугробов, машин, не осмотрев предварительно дороги.
6. Научите ребенка всматриваться вдаль, замечать машину издалека. Показывайте ему те машины, которые едут с большой скоростью, готовятся поворачивать или могут скрывать опасность.
7. Находясь с ребенком на проезжей части дороги, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
8. При движении до середины дороги учите ребенка контролировать ситуацию слева, после середины - справа.
9. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам.
10. Увидев автобус или троллейбус, стоящий на противоположной стороне, не спешите и не бегите. Приучите ребенка, что это опасно.
11. Из автобуса, троллейбуса, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть.


Пожарная безопасность

В настоящее время для реализации в дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей. Они призваны помочь воспитателю решить большой и важный круг проблем, поставленных перед дошкольным образованием, в частности проблемы воспитания безопасного поведения детей.

При планировании в нашем детском саду работы с детьми по обучению правилам пожарной безопасности мы опирались на такие программы, как «Детство», которая предлагает следующие направления работы по реализации данной цели:

  • формирование представления о правилах обращения с огнём и электроприборами;
  • о правилах поведения в опасных или экстремальных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар);
  • обучение навыкам оказания первой помощи.

В программе «Радуга» мы использовали раздел «Огонь – стихия». Данными программами предусмотрена высокая содержательность представлений детей дошкольного возраста о правилах пожарной безопасности. Но всё это даёт лишь общую направленность в работе по формированию безопасного поведения детей.

В поисках новых методов и технологий мы обратились к принципам сохранения здоровья и увеличения его резервов / по Г.К. Зайцеву/, полезности, приоритета действенной заботы о здоровье субъектов педагогического процесса ДОУ – детей и педагогов; непрерывности и преемственности; комплексного использования технологий в педагогическом процессе детского сада. Так же в своей работе мы применяем развивающие технологии М. Монтессори, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, коллективного обучения А.Г. Ривена, В.К. Дьяченко, игровые педагогические технологии Б.П. Никитина.

Сущность применяемой нами технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность / пошаговость/, включает в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе,позволяя ещё в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально – педагогической деятельности.

В работе с детьми по ППБ мы поставили следующие задачи:

  • Показать детям значение огня в жизни человека.
  • Формировать у детей представления о пожарной безопасности.
  • Знакомить детей со средствами пожаротушения.
  • Развивать умение находить выход из сложных ситуаций.
  • Формировать ответственность за жизнь и здоровье своё и окружающих.

Исходя из особенностей понимания и восприятия детьми информации, мы выделили следующие виды работы с детьми по данной проблеме:

  • ознакомление с ППБ на специально отведённых занятиях;
  • ознакомление с ППБ через произведения художественной литературы;
  • ознакомление с ПББ по средствам игровой деятельности;
  • ознакомление с ПББ через исследовательскую деятельность;
  • ознакомление с ПББ с помощью организации совместной творческой деятельности детей и родителей;
  • через игры – драматизации, развлечения, досуги.

Использование разнообразных форм работы с учётом возрастных особенностей позволяет нам формировать у детей навыки правильного обращения с огнём и огнеопасными предметами. В соответствии с целями и задачами мы разработали перспективные планы по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности. В результате трёхлетней работы с детьми мы сделали вывод, что любые творческие направления: рисунок, лепка, работа с природным материалом, экскурсии – всё приносит ощутимую пользу. Результаты диагностических исследований показали, что уровень овладения детьми ПББ повысился с 53% до 79% . Систематизируя перспективные планы по ознакомлению детей с ПББ разработали и реализовали блочное планирование занятий: «Огонь – друг или враг»; «В гостях у пожарных»; «Наш приятель огнетушитель». Провели ряд интегрированных занятий по темам: «Пожарный номер 01»; «Знай и соблюдай пожарную безопасность в природе»; «Каждый пожарный герой» и др. Работая в тесном контакте с педагогами и родителями провели ряд совместных развлечений: «Спички детям не игрушка», «Мистер Жог», «Внимание – огонь!» и др. Разработали большое количество рекомендаций для педагогов и родителей по ППБ. Ежегодно наши воспитанники принимают участие в конкурсах на противопожарную тематику.

Читайте также:
Книга отзывов
Оставьте отзыв о детском саде!