«Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности»
Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребенка, но она может косвенно управляться и стимулироваться воспитателем. Именно воспитатель создает в группе поисковую ситуацию для детей, а иногда, перемещая все пособия в другое место, меняется и способ их предназначения в группе. Внеся в группу детали костюмов, элементы декорации дети, вспоминая сюжет праздничного утренника или развлечения, воспроизводят отдельные эпизоды. Наблюдая за детскими играми можно ненавязчиво повлиять на их ход вскользь сказанным замечанием ( например, игру в «Магазин - булочная» дети перестраивают сначала в игру «Универсам», а потом - в «Музыкальный магазин»), озадачив детей неожиданной информацией (например: «А знаете ли вы, ребята, что у куклы Алины сегодня день рождения?»), а иногда и включиться в игровое действие и т.д. Ребенок постепенно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, используя при этом разные виды самостоятельной и художественной деятельности: художественно - речевое, изобразительное и музыкальное творчество. Каждый вид художественной деятельности может выступить как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности. Художественно-продуктивная деятельность, театрально - игровая, художественно - речевая, музыкальная могут выступать во взаимосвязи, представляя собой единую синтетическую художественную деятельность, и деятельность эта должна представлять собой ряд законченных (завершенных) действий. Например, дети в «Уголке ручного труда» изготавливают самодельный театр: пальчиковый, настольный, бибабо и др.; в уголке оформляют этот материал, используя различные изобразительные средства, обыгрывают его в небольших театрализованных представлениях, опираясь на имеющиеся навыки, впечатления. Как и другая театрализовано - игровая деятельность, эти действия сопровождаются пением, напеванием, музицированием. Такой синтез видов художественной деятельности детей является показателем эффективной воспитательно - образовательной работы и высоким уровнем развития детей в целом и художественного, музыкального их развития. Творческая атмосфера в детском коллективе подчеркивает хорошую организацию детей, их инициативность, способность к творческой реализации. Именно эти качества определяют готовность детей к успешной учебной деятельности в школе. Для самостоятельной музыкальной деятельности необходимы следующие условия: - правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей; - целесообразность их размещения; - периодичность внесения. Какие же игрушки и пособия понадобятся: - Детские музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, тарелки, румбы, треугольники, кастаньеты, трещотки, деревянные палочки; с диатоническим и хроматическим звукорядом ударные (металлофон, ксилофон). - Неозвученные музыкальные игрушки: пианино, балалайка, гармошка; игрушки - инструменты: трехступенчатая, пятиступенчатая, восьмиступенчатая лесенка с дополнительным мелким игровым материалом (матрешки, солдатики, птицы, животные). - Озвученные музыкальные игрушки: музыкальная книжка, музыкальный молоточек, органчики, музыкальная шкатулка, музыкальные волчки, музыкальные колокольчики. - Настольные музыкально - дидактические игры: «Музыкальное лото», «Кто в домике живет», «Учитесь танцевать», «Сколько нас поет» и др. - Атрибуты: шапочки и маски, детские костюмы в соответствии с содержанием хороводных музыкально - дидактических игр, игр с пением; с теми персонажами, которые были введены на праздничных утренниках, развлечениях и т.д. - Различные виды театра: театрально игровая деятельность детей стимулирует «музицирование» (синтез пения, декламации, игры на детских музыкальных инструментах). При размещении музыкальных игрушек и пособий в игровой комнате необходимо основываться на принципе целесообразности. Каждую музыкальную игрушку, пособие необходимо использовать по назначению: музыкально-дидактические игры размещаются там же, где и настольно -печатные игры; игрушки - инструменты (озвученные, неозвученные) - в игровом уголке, туда же целесообразно поместить такой игровой материал, как CD-плейер (бутафорский) с дисками, телевизор с кинолентами и т.д.; атрибуты, щапочки - маски для игр с пением, хороводных музыкально -дидактических игр - в физкультурном уголке; детали костюмов - в уголке ряжения или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр. Следует определить и место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку (на высоте, удобной для детей). Какие детские музыкальные инструменты могут быть использованы в каждой возрастной группе: Младшая группа: бубен, барабан (с кожаной основой), погремушки, колокольчики, деревянные палочки. Средняя группа: деревянные палочки, деревянные ложки, треугольник, металлофон (во второй половине года). Старшая группа: металлофоны, румба, треугольник, трещонка, бубны. Подготовительная группа: маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны и др. Важно, чтобы каждый инструмент вносился только после того, как дети освоили способ звукоизвлечения на нем и приобрели минимальный запас умений, навыков игры на данном музыкальном инструменте. В уголок детских музыкальных инструментов могут быть внесены озвученные и неозвученные музыкальные лесенки в старшей и подготовительной группе, портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомились на занятии (в течение года в группу вносится пять - шесть портретов на две - три недели каждый). Духовые детские музыкальные инструменты (по соображения гигиены) не используются в самостоятельной музыкальной деятельности. Для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей можно выделить следующие формы, определяющиеся типом самостоятельной деятельности: исполнительской и творческой. Исполнительская деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети совершенствуются в каком - либо умении (например, в игре на детском музыкальном инструменте). В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свой вариант, свой способ действий и т.д. (например, сочиняют мелодию, наигрывая ее на металлофоне, придумывая новое танцевальное движение и ли целую сценку). Для творческой деятельности характерны следующие организационные формы: - сюжетно-ролевые игры («Наш оркестр», «Ищем таланты» и др.); - импровизирование на детских музыкальных инструментах; - песенное и танцевальное импровизирование; - театрализованные представления (импровизированного характера). Для исполнительской деятельности дети используют такие формы, как: - игры с пением; - настольные музыкально - дидактические игры; - игра на детских музыкальных инструментах (закрепление, повтор выученных с педагогом мелодий); - сюжетно-ролевые игры: «Музыкальные занятия», «Музыкальный магазин», «Концерт» и т.п.; - театрализованные представления с включением отдельных видов музыкальной деятельности по готовым сюжетам: «Репка», «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка» и т.д. - игры - драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности; - концерты детской художественной самодеятельности – развлечения, организованные стихийно по инициативе детей или стимулированные игровым материалом («Музыкальная карусель», «Музыкальный будильник», «Вертушка», «Музыкальный телефон» и др.) Таким образом, самостоятельная музыкальная деятельность, являясь одной из сложных форм музыкальной деятельности, возникает не только при условии интереса ребенка к музыке, его стремлении выразить свои художественные переживания от встречи с ней, но и от наличия устойчивых певческих, музыкально - ритмических, двигательных навыков восприятия и игры на детских музыкальных инструментах. Музыкальный руководитель: Каргина Н.П. |
![]()
Книга отзывов
Оставьте отзыв о детском саде! |