Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Что такое карманные деньги ребенка

Как научить детей правильно распоряжаться финансами? В разных культурах по-разному относятся к теме карманных денег у детей. Где-то не принято выдавать деньги на карманные расходы, где-то государство рекомендует родителям, когда и сколько нужно давать детям. В России единого подхода нет. Кто-то считает карманные деньги баловством и излишеством, кто-то — жизненной необходимостью. Психологи и специалисты по финансам полагают, что при грамотном подходе карманные деньги становятся для ребенка не развлечением, а инструментом, который обучит его финансовой грамотности. А этот навык не менее важен для взрослой жизни, чем умение писать, читать и считать.
Система финансирования (карманные деньги). Главный тезис: «Карманные деньги – это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению, несмотря иногда и на советы.
При выдаче карманных денег следует учесть:
- периодичность выдаваемых средств;
- размер (сумма);
- что входит в перечень затрат;
Штрафные санкции.
Размер:
Естественно, чем меньше ребенок, тем меньше сумма. Исходить надо из своих возможностей, но поинтересоваться у ребенка, какая сумма его бы устроила. Этим определяется его запросы. Что входит в перечень затрат ( или: что ребенок может и что должен покупать на эти деньги? Надо напоминать ребенку чаще, что деньги - это средство для получения чего – то, а не цель сама по себе. Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы.. Если потерял - никогда не ругать, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такое тоже бывало, и не раз.
Система штрафов - это что – то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные, но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других.
О том, что существует тесная связь всех сторон воспитания в процессе развития личности, сомнения нет; более того, обоснована и взаимосвязь нравственного, трудового и экономического воспитания. Стержневым в этой взаимосвязи сторон является нравственное воспитание, так как именно оно придает остальным сторонам общественную направленность, наполняет их глубоким личностным смыслом и содержанием.
Инструменты, которые ребенок может использовать для накопления:
Копилка
Классическая запаянная копилка подходит для маленьких детей, которые только начали получать свои личные деньги. Для детей постарше она не очень удобна, потому что невозможно понять, сколько денег в ней уже есть и сколько осталось накопить. Детям так и хочется ее разбить и проверить, сколько же там. Можно вместо копилки завести банку с крышкой и отмечать на ней, сколько накоплено и сколько осталось до цели.
Визуализация
Предложите ребенку нарисовать то, на что он хочет накопить, и повесьте рисунок на видное место. Можно прикрепить к рисунку конверт, в котором ребенок будет собирать нужную сумму.

Список «Я хочу»
Самый простой список желаний тоже помогает концентрироваться на цели.
Вот несколько советов по построению взаимоотношений с вашим ребенком в финансовой сфере, которые позволят ему впоследствии ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с деньгами.
1. У ребёнка должны быть карманные деньги!
Для воспитания финансовой грамотности необходима развивающая среда. Важно, чтобы у ребенка были свои собственные деньги, которые он может тратить по собственному усмотрению. Только на своем опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.
Начинать давать карманные деньги рекомендуется со старшего дошкольного возраста, так как при поступлении в школу ребенок сможет планировать свой маленький бюджет.
2. Сумма и время выдачи карманных денег должны соблюдаться каждый раз, и должны быть оговорены с ребёнком!
Важно помнить, что с ребенком нужно разговаривать, как со взрослым человеком, рассказывая ему о новых правах и возможностях. Нужно вместе с ним установить тот период, на который будет выдаваться определённая сумма денег.
3. Деньгами нельзя заменить слово «спасибо» также нельзя наказывать их отсутствием.
В формировании финансовой грамотности ребенка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому важно придерживаться достигнутых с ребенком договоренностей по периодичности и объему средств, которые он получает. Стоит воздержаться от использования их в качестве элемента мотивации или демотивации.
4. Расскажите ребенку, что можно делать  с накоплениями.
Обсудите с ребенком суть накоплений: для чего они нужны, что позволяют делать, поделитесь собственным опытом. Поинтересуйтесь у ребенка, о каких существенных приобретениях он мечтает. Подсчитайте вместе, сколько потребуется времени, чтобы накопить на эту вещь. Проговорите необходимость отказаться от каких-то элементов текущего потребления в пользу накопления.
5. Помогите, если ребенку не хватает своих денег на крупную покупку.
Иногда то, что хочет приобрести ребёнок, стоит дорого. И, соответственно приходится долго копить. Ребенок по этому поводу начинает переживать. Поэтому целесообразно предложить ему помощь: добавить недостающую сумму денег.
6. Сами правильно распоряжайтесь деньгами.
Обратите внимание на то, что дети – наша копия, поэтому для воспитания финансово грамотного ребенка в первую очередь стоит озаботиться собственной финансовой грамотностью. Все, что вы рекомендуете или рассказываете ребенку о семейном бюджете, будет иметь вес только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.


Воспитатель Князева Анастасия Владимировна
Книга отзывов
Оставьте отзыв о детском саде!