Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Как игрушки помогают в выборе профессии

        В нашем современном мире столько интересных профессий и в жизни каждого человека, профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка Вы, родители задумываетесь о его будущем, внимательно следите за интересами своего ребенка, стараетесь определить его профессиональную судьбу. Конечно, на выбор профессии влияет множество факторов, но не последний из них - интерес, который можно пробудить у детей дошкольного возраста, прежде всего, с помощью игры. В каждой семье по-разному подходят к обучающему моменту. Вы, взрослые, решаете для себя сами, когда и в какой момент ваш ребенок готов получать
знания. Например, как познакомить ребенка с окружающим растительным и
животным миром, в какое время стоит начинать учить ребенка чтению или
письму и когда рассказать о профессиях. Последнее важно для самосознания
ребенка, для правильного формирования отношения собственному труду и работе других людей.
Когда же ребенка знакомить с профессиями? Начинать рассказывать
некоторые отличия одной профессии от другой можно уже с 1,5 – 2 лет.
Необходимо не забывать о том, что многие вещи осмысливать ребенку еще
тяжело, особенно то, что они никогда не видели.
Первыми в списке будут профессии людей, которых дети встречают
достаточно часто - продавцы, водители общественного транспорта, дворники, врачи, полицейские. Когда ребенок уже имеет некое представление о машинах, инструментах и рабочем инвентаре, можно постепенно вводить понятия других профессий.
       С 3-4 лет дети уже немного должны знать о том, где и кем работают члены семьи – мама, папа, бабушка; в чем заключается их работа. С возрастом ребенка мы дополняем информацию. Беседы о профессиях должны быть увлекательными и наглядными.
        Детям 6-7 лет нужно показывать зримые факты труда: строительство жилых домов, новых школ, больниц, стадионов, парков, новых центров детского творчества, обратить внимание на удобные и красивые автобусы, теплоходы и т. д. В каждом городе есть те или иные предприятия или организации, а в поселках есть сельскохозяйственные постройки, фермы, электростанции и т. д. И нужно рассказывать детям о труде людей на этих предприятиях, о его значении для города или любого другого населенного пункта и для страны в целом. При этом необходимо обратить внимание детей на использование современной техники.
    Знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они могут
познакомиться с различным инструментами и приспособлениями, понять, кто и что делает на работе.
Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в
старших классах и торопиться не стоит. Но это заблуждение. Многие педагоги придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в раннем детстве, а точнее в возрасте до трех лет. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни.
Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг, рассказать им
интересные истории из жизни или фильмов. Для более старших детей подойдут карточки, игры в лото, в доктора, в магазин. Помимо всего этого рисуйте или раскрашивайте вместе представителей разных профессий, их инструменты, одежду. Обсуждайте, кто и что делает, выслушивайте мнение ребенка о том, хочет ли он этим заниматься или нет.
Хочется посоветовать родителям, чтобы они тепло и уважительно
рассказывали о тех людях, которые занимаются сельским хозяйством. Результаты их труда дети потребляют ежедневно: они едят хлеб, яйца, овощи, фрукты, пьют молоко. Из хлопка, льна, шерсти шьется их одежда. У детей следует воспитывать уважение к результатам труда, ибо в любом продукте труда заложен огромный труд многих людей.
Таким образом, родители дают знания, учат детей думать, осознавать труд
как общественное явление, воспитывать уважение к нему и к людям разных
профессий.
Много внимания уделяется знакомству с профессиями в детском саду.  В детском саду есть игрушечные кухни, магазины, парикмахерские. Существует множество игр для расширения словарного запаса ребенка. Эти
словесные игры не занимают дополнительного времени родителей, в них можно играть дома, когда мама готовит что-нибудь на кухне, в очереди в поликлинике, на прогулке. Предлагаем Вам отправиться в наше удивительное путешествие в страну «Профессии»:
1. Рассказ о профессии в своей семье.
Рассказ о профессиях поможет ребенку больше узнать о собственной семье.
Особенно интересны будут рассказы о профессиональной деятельности
прабабушек и прадедушек, дедушек и бабушек. Историю можно
проиллюстрировать фотографиями, грамотами или даже трудовой книжкой.
При рассказе о профессиях нужно помнить несколько правил:  никогда не
делите профессию на хорошую и плохую;  престижную и не очень;
 ребенок должен осознавать важность любого труда и уважать каждую
профессию;
 не упоминайте о размере заработной платы;
 если вы негативно относитесь к представителям какой-либо профессии,
воздержитесь от своих эмоций;
 информацию нужно преподносить с положительными эмоциями, чтобы у
малыша сложилось приятное отношение ко всем профессиям.
Знакомство с профессиями по дороге в детский сад или на прогулке.
2 .Чтение художественной литературы.
Многие детские поэты и писатели рассказывали и делились своими знаниями
о профессиях, через художественное слово в своих произведениях:
Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?»
В. Маяковский – «Кем быть?»
А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач».
С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа».
Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер».
С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник»,
«Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», и др.
Читая произведение и показывая иллюстрацию, доступно объясните ребенку,
кто такой пограничник, почтальон или механик. Кроме стихов, можно
использовать загадки о профессиях, рассказы.
3. Сюжетно - ролевые игры.
Еще одним из способов знакомства с миром профессий - является игра.
Можно предложить сюжетную игру в учителя, врача или полицейского. Для этого необходимо предоставить атрибутику: например, для игры в учителя дать ребенку палочку-указку; для учителя - книги, оформить школьную доску.
     В процессе сюжетно - ролевой игры можно использовать такие предметы-
заместители:  нарезанные из картона знаки дорожного движения или купленные тематические наборы (набор доктора, продавца, игрушки в виде прилавка, кассы супермаркета и пр.). Игры в самостоятельной непринужденной форме познакомят вашего ребенка с особенностями профессий, разовьют фантазию, воображение.
Предлагаю вам занимательную игру: «Назови профессии». Правила игры
несложные и играть можно на протяжении всего дня. Например, собрались за
завтраком. Предложите посмотреть, что у вас на столе. Бутерброды, чай, омлет...
Поговорите о сельскохозяйственных профессиях. Откуда берутся яйца, сметана, хлеб? Кто работает на птицефабрике, в поле, на ферме? Люди каких профессий вырастили и собрали урожай, смололи муку, испекли хлеб и, наконец, доставили в магазин, где его купил папа? И так, в течение всего дня: рассматриваем и обсуждаем все предметы, которые попадают в поле зрения вашего ребенка.
Таким образом, вы развиваете знания об окружающем мире, знакомите с
миром профессий, развиваете память, мышление. Такие  игры и занятия очень полезны для детей, так как вызовут у них интерес к окружающему миру, сформируют реалистическое представление о труде взрослых, расширят знания и представления о профессиях, обогатят словарный запас, помогут развить связную речь.


Педагог-психолог МБДОУ ЦРР – д/с  №53 «Истоки»
Романенко Н.Н.
Книга отзывов
Оставьте отзыв о детском саде!