Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ.

Независимо от того, в 6 или 7 лет ребёнок пошел в школу, наступает кризис. Его сроки могут смещаться примерно с 6 до 8 лет. Это зависит от того, насколько сильно ребёнок переживает новую систему отношений со взрослыми, сверстниками, как изменилось его восприятие в системе этих отношений. Кризис – нужный и полезный скачок в развитии. В этот период ребенок приобретает такие качества, которые ему необходимы для успешного решения задач на следующем этапе развития. Для некоторых родителей переходный период протекает совершенно незаметно. Не все дети одинаково бурно отзываются на изменения. Но чаще всего в поведении появляются признаки бунтарства.
К основным симптомам кризиса относят следующие проявления: Отрицание. Проблема кризиса 7 лет в том, что его легко можно спутать с привычным непослушанием. Но есть одна характерная черта. Ребенок отказывается выполнять все просьбы родителей без веской причины. Наказание в таком случае не поможет. Постарайтесь отвлечь его интересным увлечением и предложите еще раз выполнить действие. Самоутверждение. Дети требуют от родителей беспрекословного выполнения всех пожеланий. Но основная их цель – не простое владение вещью, а желание показать себя взрослым. Упрямство. Ребенок отрицает привычный распорядок и уклад семьи. Проявляется кризис 7 лет отказом ходить в школу, вставать по утрам, выполнять домашнее задание и так далее. Прихоть. Дети демонстрируют своевольное желание все сделать самостоятельно. Отказываются от помощи взрослых и не слушают советов, указаний. Конфликтность. Ребенку сложно адаптироваться к новым правилам и условиям жизни. Поэтому он постоянно ссорится с окружающими. На самом деле, причина во внутренних конфликтах, которые он и переносит на близких. Кризис идеалов. Начинают формироваться новые ценности. Ребенок больше не пользуется привычными игрушками.
Коверкает фразы, ломает ранее любимые вещи. Осознанно повторяет плохие фразы и наблюдает за реакцией родителей. Излишняя опека приводит к деспотическим наклонностям, а также жестокому отношению к другим детям. Для данного периода характерны нарушение психического равновесия (капризность, нервозность, обидчивость, раздражительность), неустойчивость воли и настроения, повышение общей эмоциональной возбудимости, страхов, проявления агрессии. Самая существенная черта кризиса семи лет - начало процесса дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний. Переживания в этом возрасте являются следствием трудных и неприятных ситуаций, которые возникают в жизни школьника впервые. Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребёнка.
О наступлении у ребенка кризиса семи лет свидетельствуют различные поведенческие реакции:
- пауза – это наиболее распространенная реакция ребенка, и в данном возрасте, выражается в том, что после поступления какого-либо указания и просьбы взрослого ребенок либо не выполняет действие, либо всячески его оттягивает, т.е. не слушается. Создается впечатление что дети «не слышат, о чем их просят», «делают вид, что не слышат», родители отмечают, что раньше такого не было, и часто не могут понять, с чем связано такое поведение;
- спор – данная реакция выражается, в том, что, когда родители просят ребенка о чем-либо, он начинает возражать и оспаривать мнение взрослых, наиболее часто ребенок приводит следующие аргументы сравнения: «Почему ему можно, а мне нельзя». Это связано с тем, что ребенок считает себя уже взрослым, потому что он большой, он ходит в школу и ему тоже должно быть можно;
- хитрость – ребенок нарушает привычные требования в скрытой форме и эта реакция ребенка направлена на избежание наказания, за какой либо проступок. Для ребенка это своего рода игра;
- непослушание – ребенок отказывается от выполнения обычных повседневных обязанностей, которые раньше выполнял беспрекословно;
- самостоятельность – ребенок, стремится делать самостоятельно какие-либо новые дела, которые делают взрослые. Важным показателем возникающей на седьмом году самостоятельности является то, что ребенок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших. Кризис семи лет связан с изменениями не только внешними, но и внутренними. Именно в этом возрасте на физиологическом уровне происходит интенсивное биологическое созревание детского организма. К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К шести-семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают.

Как же вести себя родителям в данный период?
1. Перестаньте отдавать приказы. Постоянное «ты обязан (а) сделать» превратится в «не буду». Предложите выполнить действие в игровой форме. В таком случае также поможет поучительная история. Покажите, как нужно себя вести на примере любимого героя.
2. Не ставьте себя выше ребенка. Дети в 7 лет способны основываться на личном опыте. Вспомните вместе, как он простудился от лишней порции мороженого в прошлом месяце.
3. Позвольте ребенку дискутировать. У него уже есть осознанное мнение. Только научите правильно аргументировать. Так вы покажете, что считаетесь с его решением.
4. Резкий переход от игрушек к книжкам сильно вредит и вызывает бурные эмоции. Предлагайте читать и писать постепенно. Желательно в форме игры. Повторяйте вместе буквы. Одновременно можете их изобразить цветными маркерами на большом ватмане.
5. Не заставляйте придерживаться стандартного распорядка дня. Предложите ему самостоятельно выбрать график для завершения всех дел. Общайтесь с ребенком, как с взрослым.
6. Никогда не относитесь к ребенку как к своей собственности. Он не обязан становиться вашей копией. Попробуйте разобраться со своими чувствами. Ведь детям намного сложнее.



педагог – психолог МБДОУ ЦРР – д/с №53 «Истоки»
Григорян Т.Г.

Книга отзывов
Оставьте отзыв о детском саде!