Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Гимнастика

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им Н.А.Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. В связи с этим в нашем детском саду эффективность физкультурно-оздоровительной работы приобрело очень высокое значение.

В основе физкультурно-оздоровительной работы лежит особое междисциплинарное практическое направление – педагогика оздоровления. Главным условием нашей работы является оздоровительный режим. Оптимальный дифференцированный физкультурно-оздоровительный режим – это регулярно повторяющаяся деятельность, которая осуществляется в течение всего учебного года. Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада. Одним из основных условий организации двигательной активности ребёнка является систематическое использование циклических упражнений. Повторяющиеся циклические упражнения (быстрая ходьба, бег, прыжки, ходьба на лыжах, скольжение на коньках), как считает Ю.Ф. Змановский, способствует увеличению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Нами была разработана система педагогических, социально-гигиенических и медицинских мероприятий по профилактике состояния здоровья детей с общим, низким физическим развитием. Она предусматривает следующее:

  • связь с родителями;
  • комплексное обследование ребёнка (медицинское, педагогическое, психологическое);
  • разработка новых форм и способов подготовки детей к школе (физкультурно-оздоровительные мероприятия и новые технологии образования);
  • создание предметной среды;
  • составление рекомендаций по организации режима дня в ДОУ разных видов.

В ДОУ используются такие формы организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, как:

  • диагностика;
  • двигательная активность: физкультурное занятие, физкультурно-оздоровительная гимнастика, спортивно – ритмическая гимнастика, психогимнастика, спортивные праздники, досуги, двигательная активность на прогулке, игры, хороводы, игровые упражнения, туристические походы;
  • закаливание (гимнастика, занятия в сухом бассейне, фитотерапия, кислородные коктейли, ЛФК, витамино-терапия, упражнения после сна).

Я хотела бы подробно остановиться на полноценной гимнастике, гармонично развивающей укрепляющей все мышцы тела, а также прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника. Это хатха-йога. Многие врачи (японские, американские, индийские) признают ее благотворное воздействие на детский организм. Йога учит глубоко дышать, что способствует расширению и укреплению грудной клетки, улучшает работу внутренних органов. Упражнения хатха-йоги формируют умение расслабляться, при занятиях йогой задействованы все суставы скелета.

Заниматься йогой рекомендуется через час после приёма пищи, принимать позы только разогрев мышцы. Необходим чёткий показ упражнений. Я включаю асаны (позы) в утреннюю гимнастику, зарядку после сна, 1 раз в месяц в физкультурное занятие. Нужно соблюдать принцип постоянности: от простого к сложному. Заниматься надо в облегчённой форме, на полу на коврике. Весь комплекс сопровождается спокойной мелодией.

Противопоказания: нельзя выполнять асаны при повышенной температуре тела, повышенном давлении, ОРЗ. Дети с хроническими заболеваниями допускаются только с разрешением врача.

Сначала позы только неоднократно повторяют в подготовительной части занятия. При выполнении упражнений хатха-йоги в заключительной части занятия ребята представляют зверей, птиц, предметы которые они изображают. Если у ребёнка упражнение не получается, лучше от него временно отказаться.

Статические позы я с детьми провожу в шесть этапов:

  • отдых перед вхождением в позу, необходим для снятия напряжения, выполняется в удобной позе сидя или лежа,
  • вспомнить изображение позы и мысленно настроить на выполнение,
  • без чрезмерных усилий плавно и спокойно выполнять одно за другим движением – входить в позу,
  • фиксация положения тела на 5 секунд – максимальное пребывание в неподвижности 15-20 секунд,
  • с помощью плавных, медленных движений – выход из позы в исходное положение,
  • приняв удобное положение для отдыха и расслабления - отдых в течение 3-4 секунд

Все асаны нужно выполнять с закрытыми глазами во избежание энергетических потерь через зрение и обязательно с задержкой дыхания. В среднем занятиям йогой уделяется 25-30 минут в сутки. В соответствии с биоритмами природы лучшее время для занятий это утро. Вначале каждое упражнение надо делать не более 4 раз, после недели занятий можно увеличить дозировку до 8 раз и уже через несколько дней вы почувствуете, что выше тело наполняется силой. А позвоночник и связки становятся более гибкими.

Используем в работе с детьми дошкольного возраста следующие асаны:

Поза «Гора»

Сидя на коленях, соединить руки в «замок» над головой. Вывернуть кисти ладонями вверх и как следует потянуться к потолку. Спина прямая. Руки тянуть вверх, как бы толкая ладонями потолок. Грудную клетку развернуть, тело не напрягать. Дыхание спокойное. Предложенное упражнение способствует росту ребёнка и улучшает кровообращение в позвоночнике.

Поза «Плуг»

Лёжа на спине, поднять согнутые в коленях ноги. Поддерживая руками поясницу, колени прижать к ушам. Позу удерживать 5 – 10 секунд, затем плавно вернуться в исходное положение и расслабиться (повторить 2-3 раза). Растягивается весь позвоночник, укрепляются мышцы шейного отдела позвоночника и плечевого пояса.

Поза «Черепахи»

Сидя на пятках, руки вдоль туловища. Руки вытянуть вперёд и положить на колени. Голову опустить к коленям. Задержать позу на 5 – 7 секунд. Затем медленно вернуться в исходное положение (3 – 5 раз). Упражнение развивает максимальную гибкость связок и поясничного отдела.

Поза «Кобра»

Лечь на живот. Руки согнуты в локтях. Ноги вместе, пальцы ног упираются в пол. На вдохе, медленно выпрямляя руки, плавно прогнуться, посмотреть на потолок. Задержаться в этом положении 5 – 8 секунд. На выдохе медленно плавно опуститься, положив голову на бок, руки вдоль туловища. Расслабиться (3 – 5 раз).

В заключении хочется отметить, что в результате проводимой работы воспитываем не только физически здоровую личность, но и психически, так как работа ведётся в трёх направлениях:

  • укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенной красивой осанки;
  • формирование положительных чувств и эмоций;
  • воспитание оптимистического мироощущения.

Книга отзывов
Оставьте отзыв о детском саде!