Психологические аспекты подготовки детей к школеВот и наступил — последний год посещения детского сада вашим ребенком. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданиями, но массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы ваш ребенок не только хорошо учился, но и оставался здоровым, успешным человеком. Это зависит от того, как мы, взрослые ответственно отнесемся к этому вопросу в течение этого года. «До школы еще целый год!»- часто мы, педагоги слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», а ведь, сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при этом был здоров. Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя отлично. Перед вами и перед нами сейчас стоит важная, ответственная задача — подготовить ребенка к школе. Прежде всего, речь идет о психологической готовности ребёнка к обучению в школе. Именно она является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения и их определённый набор, но и психологическую готовность. Психологический аспект, включает в себя три компонента: • интеллектуальная готовность; • мотивационная готовность; • личностная и социальная; • эмоционально-волевая. Интеллектуальная готовность к школе означает, что к первому классу, у ребенка должен быть запас определенных знаний: он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; должны соответствовать возрасту — развитие памяти, речи, мышления. Интеллектуальная готовность включает так же багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно будет хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, потому что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и систематические занятия — являются новыми. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее: ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых; — толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; — нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что плохо; — ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает: — понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения; — наличие интереса к учению и получению новых знаний; — способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; — усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела. Познавательная готовность ребенка к школе: данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдёшь в школу — там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!». Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учёба пойдёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования. Мамы и папы, в 1 классе детей учат не только писать, читать и считать, но и умению учиться, основам теоретического мышления. Что же такое умение учиться и чем оно отличается от умения читать, считать и писать? Ребенок, который умеет учиться: • понимает, что он чего-то не умеет, не может, приучен говорить об этом с учителем, не считает зазорным сказать: «Я не понял вопрос», «Я забыл в какую сторону пишется буква «Ю»; • умеет отличить новую задачу от старой и задумывается над тем, как её решить, а не спешит с первым попавшимся ответом; • отличает вопрос, на который можно ответить, поразмыслив, посмотрев, «понюхав, пощупав», от вопроса, на который невозможно ответить без дополнительных знаний, извлечённых из учебника и книг или добытых у взрослого; • может не просто сказать взрослому о своём незнании, неумении, непонимании в негативной манере («Я не знаю», «Я забыл», «У меня не получается»), но даже сформулировать причины своих трудностей, рассматривая предмет с разных точек зрения («Я не знаю марки этой машины: впереди она похожа на «Москвич», а сзади — на «Жигули», а не объявляющий с видом знатока, что это — «Жигули» новой модели). Поэтому, присмотритесь к своему ребёнку: есть ли у него эти качества? Если да, то будьте уверены, что, несмотря на кривоватые палочки в прописях и пока далеко не беглое чтение, он прекрасно справится со всеми школьными трудностями. В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ребёнок играет со своими сверстниками, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы. Педагог - психолог Григорян Т.Г. |
Книга отзывов
Оставьте отзыв о детском саде! |