Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Воспитание

Десятилетие Детства 

    В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, 2018–2027 годы объявлены в России Десятилетием детства. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства". В августе 2017 года вышел проект плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства. Этот проект находится на обсуждении в разных министерствах и у общественности. Нам тоже предстоит эта работа в рамках августовских встреч для создания муниципального Проекта и плана основных мероприятий. 
    В 2017 году закончилась реализация Национальной Стратегии действий в интересах детей. 2018–2027 годы объявлены в России Десятилетием детства. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства". Межведомственный подход предусматривает Мероприятия, направленные на поддержку семьи, на создание инфраструктуры детства, на совершенствование медицинской помощи и формирования ЗОЖ, на повышение доступности и качественного образования детей, на культурное и физическое развитие, на развитие системы детского отдыха и туризма, на обеспечение информационной безопасности, на развитие системы защиты прав и интересов детей.

      В детском саду №53 "Истоки" г.Ставрополя организуется проведение традиционных мероприятий, направленных на поддержку семей, имеющих детей (акция «Подарок к школе», проведение новогодних праздников с поздравлениями детей, серии мероприятий, приуроченных к Дню семьи, к Дню защиты детей, всемирному дню ребенка). 

Взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию грамотного пешехода 

      Формирование у детей основ безопасного образа жизни (знаний правил безопасности дорожного движения) – совместная  задача педагогов дошкольного образовательного учреждения и  родителей. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то мы должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность» В.А.Сухомлинский. Знакомить детей с правилами дорожного движения, соблюдение которых является законом для каждого гражданина, необходимо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в это время, наиболее прочны; усвоенные с детства правила впоследствии  становятся нормой поведения, их соблюдение - потребностью человека. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. 
                Воспитание у  детей навыков безопасного поведения на улицах города - одна из важнейших проблем современного общества. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если они все равно переходят дорогу, только держась за руку взрослого? Может, не стоит забивать голову детям этими правилами, пока еще они не ходят самостоятельно по улице и не пользуются самостоятельно городским транспортом? Сегодня ребенок всюду ходит за ручку с взрослым, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта. 
           Личный пример родителей... Часто говорят и пишут о его необходимости в воспитании. Надо ли говорить, как копируют дети поведение матери или отца на улице. Однако родители далеко не всегда подают ребенку достойный пример в соблюдении правил безопасного поведения, безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в автобус, троллейбус. Нарушая правила дорожного движения, родители как бы негласно разрешают нарушать их своим детям. 
            Вот пример. Отец и дочь шли утром по улице. Проводив девочку до детского сада, отец, чтобы успеть на автобус, перебежал улицу на красный свет светофора. Все это видела дочь. И вот спустя несколько дней она повторила поступок отца: гуляя одна, побежала на противоположную сторону улицы и была сбита автомобилем. Необдуманностью своего поведения отец как бы подтолкнул дочь к несчастью.
           Одна из важнейших задач воспитателя при работе по изучению ПДД:  донести до родителей, что в первую очередь они своим примером должны научить и уберечь ребенка от травм и нарушений. Педагоги сада проводят целенаправленную систематическую работу по формированию обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах. 
          Система работы включает: занятия по обучению детей правилам поведения на улицах и дорогах, экскурсии и целевые прогулки по улицам района, города; наблюдение за проезжающим транспортом; сюжетно- ролевые игры на дорожную тематику; беседы с инспектором ГИБДД; совместная и продуктивная деятельность по изготовлению атрибутов для игр, макетов улиц, изготовление и применение светоотражательных элементов «Дорожный светлячок — моя безопасность», «Будь заметней на дороге», раздача листовок родителям «Сохраним жизнь наших детей». В этом году приняли участие во Всероссийском фестивале межпредметных проектов по безопасности дорожного движения. 
          Кроме того, воспитатели  побуждают родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей а так же самое действенное средство воспитания грамотного маленького пешехода – пример поведения на дороге родителей. 
          Для достижения этих задач в течение учебного года мы проводим  тематические родительские собрания, (например на тему: «Я и мой ребенок на улице», «Безопасность детей в наших руках»), всевозможные, коллективные и индивидуальные беседы «Маршрут дом-детский сад — дом», «Правила пешехода», проводим совместно с детьми и родителями викторины и конкурсы по ПДД. С большой активностью родители включаются в оформление стенгазет, предоставляют фотоматериалы на темы «Мама за рулем», «Я пристегнулся — а ты?», «Я знаю правила поведения на дороге». Сейчас в условиях пандемии коронавируса организуем дистанционные мероприятия: слайд презентация «Поможем Незнайке» ( Путешествие по правилам дорожного движения), совместные мероприятия с родителями по правилам дорожного движения с использованием ИКТ «Дорожные Знаки». В течении нескольких лет происходит активное взаимодействие с родителями воспитанников в рамках родительского клуба «К здоровой семье через детский сад». Педагоги ДОУ подготовили для родителей в дистанционном формате заседания клуба по теме «Мама рулит», «Ребенок в машине». Все это способствует профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а так же знакомству родителей с методами обучения ПДД, дает возможность правильно оценивать дорожную обстановку, повышается культура участников дорожного движения. 
          Взаимодействие детского сада и семьи обеспечивает успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения. Уберечь ребенка от беды на дорогах – долг нас, взрослых!
 
Воспитатель Князева А.В.

Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста

 воспитатель МБДОУ ЦРР – д/с №53 «Истоки» Шевченко Галина Геннадиевна 

 Для дошкольных образовательных учреждений всегда остается акту-альным вопрос о взаимодействии педагогов с родителями воспитанников. Один из важнейших аспектов этого вопроса – поиск действенных путей со-трудничества, положительного взаимодействия как необходимого условия для всестороннего развития ребенка. Это требование достаточно четко прописано в ФГОС ДО, согласно которому основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей являются: 
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи; 
 повышение компетентности родителей; 
 помощь семье в воспитании и образовании ребёнка;
  участие родителей в образовательной деятельности ДОО. 
     Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира, будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Они будут творить историю. В наше время в Российской Федерации отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе, гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы пони-маем, что это требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сотрудничество - это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. 
     Первая школа воспитания растущего человека - это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она - целый мир для ребенка. Здесь он учится любить, терпеть, развиваться, сочувствовать. В семье приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей». Любая педагогическая система без семьи - чистая абстракция. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно сотрудничества, взаимодействия, доверия. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. В нашей дошкольной организации идёт активный поиск и внедрение разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества. Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Мы понимали, что назревает необходимость создания такого объединения, сообщества открытых к взаимодействию, неравнодушных родителей, которые заинтересованы в выработке единых требований, предъявляемых к ребенку в семье и детском саду. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества педагогам необходимо создать для этого необходимые условия. Для этого мы используем различные формы работы (совместные мероприятия, привлечение родителей к созданию развивающей среды, к деятельности различных кружков, к участию в проектной деятельности группы). Работая с родителями, мы используем различные традиционные формы работы с родителями, где есть свои плюсы и минусы, но всегда хотелось эти формы объединить в одно единое целое. Такой комплексной формой взаимодействия с родителями в нашей группе стал родительский клуб «Дочки и сыночки». Инновационный подход состоит в том, что работа с семьёй выделена не с позиции воздействия на неё, а с позиции взаимодействия с ней. 
    Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Круг пользователей родительского клуба «Дочки и сыночки» - семьи, объединённые на добровольной основе общими взглядами на роль семьи в воспитании и развитии здоровых и полноценных детей. 
   Целью нашего клуба являлись активизация сотрудничества между педагогами группы и семьями воспитанников для создания благоприятных условий развития детей. 
    При этом решались приоритетные задачи:
 - Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами. 
- Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей. 
- Повышение педагогической культуры родителей. - Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
 - Приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада. 
             Я начала работу с родителями еще, будучи во второй младшей группе, набрав вновь прибывших детей, провела анкетирование родителей, где попыталась выяснить, одобряют ли они идею совместных встреч со своими детьми, каковы, по их мнению, должны быть цели этих встреч, их содержание и примерная тематика. Результаты анкетирования показали, что родители приветствуют проведение совместных встреч, вечеров досуга. Ценность таких вечеров они видят в объединении детей и родителей, в возможности общаться, в воспитании культуры и любви к обществу, к людям. План работы клуба «Дочки и сыночки» составляли совместно с родителями, с учетом их интереса к тем или иным вопросам развития, воспитания, образования детей и актуальности этих вопросов для нашего детского сада. По просьбе родителей встречи в клубе запланировали проводить с участием не только воспитателей, но и воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя, педагога - психолога, которые формируют у родителей определенные представления и практические умения в разных областях семейного воспитания. Заседание клуба один раз в месяц по пятницам. К организации встреч старались привлечь как можно больше родителей. При выборе тематики заседаний Родительского клуба учитываются возрастные особенности и типичные проблемы дошкольников, а также наиболее актуальные проблемы детско-родительских взаимоотношений. В ходе встреч за «круглым столом» мы помогали родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка, просили делиться опытом семейного воспитания.
      Одно из направлений клуба информационно-образовательное, где широко используется система домашних заданий для родителей, их силами организуются тематические фотовыставки, проекты, выставки рисунков и плакатов. Вся работа осуществляется в тесном контакте педагога, родителей и детей. Одним из преимуществ этого направления, в том, что ребёнок совместно с родителями добывает информацию по определённой теме или изготавливает поделку. Затем в группе, делится полученной информацией или демонстрирует и рассказывает о поделке. В целях повышения активности родителей в работе Клуба большая роль отводится наглядной информации. Ежемесячно выпускается газета, информирующая о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются в рамках Клуба.  
      Вторым направлением в работе клуба является познавательно-речевое развитие, которое включает в себя встречи с интересными людьми «Гость группы». Такие встречи и проводимые беседы позволяют детям убедиться в том, что любая деятельность нуждается в постоянном совершенствовании, профессиональном мастерстве, эстетической культуре и приносит удовлетворение и радость, когда её носителю ясен общий смысл, значимость труда, когда он имеет возможность проявить свои способности, творческую смекалку, знания, умения и навыки. Присутствие родителей в детском саду позволило существенно улучшить жизнь детей, создать более домашнюю обстановку, помочь воспитателю в организации той или иной деятельности. В свою очередь родители смогли увидеть своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими детьми, объективно оценить его слабые и сильные стороны, помочь детям в налаживании контактов. 
           Следующим из направлений клубной работы с семьями воспитанников является семейный досуг, который организован творчески и содержательно. Мы с детьми любим, ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества. 
     Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. 
          Традиционными в семейном клубе стали празднования «Дня семьи», «Дня матери», «Дня отца», «Масленицы» и т.д., где родители вместе с детьми наряжаются, поют колядки, играют в игры, едят блины и пьют чай. Интересно проходит праздник «Когда семья вместе, то и душа на месте», на который собираются не только дети и их родители, но и другие члены семей: младшие и старшие братья, сестры, бабушки и дедушки. Эти встречи позволяют родителям почувствовать настроение детей перед праздником, узнать об его истории, традициях, символах. Благодаря неформальному общению, взрослые лучше узнают друг друга, появляется ещё одна возможность поговорить о детях, об их жизни в группе и дома. 
         Работая в рамках родительского клуба, мы убедились, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребенку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности. Кроме того, работа семейного клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что слова учат, а пример заставляет подражать. 
            Эффективность работы определяли с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, индивидуальных бесед. Кроме того, об эффективности можно было говорить по результатам численности посещения и активности родителей на мероприятиях, по уровню родительской удовлетворенности и эффективности используемых форм работы. Но несмотря на высокий педагогический потенциал такой формы взаимодействия с родителями как родительский клуб мы столкнулись и с определенными трудностями. Они заключались в организации первых встреч с родителями, но все трудности были ликвидированы за счет информирования родителей о данной форме работы с семьей в сети интернет, WhatsApp. Благодаря деятельности Родительского клуба «Дочки и сыночки» наладилась прочная взаимосвязь с семьями воспитанников (81%), родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вно-сить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками (87%). 
        В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Новые социально-экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных образовательных организаций, требуют новых подходов и методов работы с родителями.


Родительский клуб как эффективная форма работы по повышения компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста воспитатели 

 МБДОУ ЦРР –д/с №53 «Истоки» Ларионова Е.В. 

     С целью привлечения родителей дошкольников к воспитательной работе, направленной на здоровьесбережение малышей и формирования у них здорового образа жизни в детском саду «Истоки» восемь лет назад был организован клуб для родителей «К здоровой семье через детский сад». Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает наш детский сад, который выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. 
      Согласно разработанному Положению, работа клуба осуществляется в соответствии с приоритетным направлением детского сада, которым является здоровьесбережение детей. Участниками клуба «К здоровой семье через детский сад» являются родители, чьи дети посещают детский сад. Заседания проводятся один раз в квартал, в удобное для родителей время – во второй половине дня. 
      Цель работы клуба: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни. Задачи: • обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком в целях сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата; 
• оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
 • учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы; 
• привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды.  
       В процессе взаимодействия мы используем такие формы работы с родителями, в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса, это: 1. информационно-аналитические, 2. досуговые, 3. познавательные, 4. наглядно-информационные. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Анкетирование и анализ анкетирования, тесты. Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, «почтовые ящики», изучение социального портрета семей воспитанников. Материал по данному разделу в основном подбирает и реализует на заседаниях наш педагог - психолог. 
     Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К досуговым формам относятся семейные спортивные досуги, праздники, олимпиады. Родители с энтузиазмом принимают участие в семейных мероприятиях. Вместе с детьми они бегают, преодолевают различные препятствия, участвуют в играх и эстафетах, костюмированных сценках. В процессе соревнований родители и дети, что особенно важно, активно общаются, переживают и подбадривают друг друга. Педагог по ФИЗО подбирает интересные спортивные мероприятия, в которых с удовольствием участвуют родители самостоятельно и совместно с детьми («Русские – народные игры», «Игры народов мира», «Подвижные игры нашего времени», «Игры народов Кавказа»). 
     Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания у родителей практических навыков по формированию здорового образа жизни. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как родительские собрания, групповые консультации, целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей воспитанников; встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, организация Дней открытых дверей; Дней здоровья. Темы встреч различны, но все соответствуют одной тематике «Здоровый образ жизни». 
         Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Информационная связь педагога и родителей осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания родителей к здоровому образу жизни используются: буклеты; газеты (они могут быть как групповые, или изданы творческой группой педагогов детского сада), рисунки, листовки – обращения, информационные бюллетени, сайт детского сада. Оформление стенгазет о спортивных достижениях семьи - форма коллективной работы всех участников педагогического процесса. 
     На первом этапе воспитатель проводит с детьми беседу о спортивных увлечениях в семье и предлагает родителям и детям оформить стенгазеты «Наша спортивная семья». Так же дает дать поручение – отобрать фотографии, на которых дети с родителями занимаются спортом, совершают путешествия или делают зарядку, и составить по ним небольшой рассказ. Решающее значение в повышении интереса у детей к физической культуре, занятия спортом имеет личный пример людей, которое профессионально этим занимаются и добиваются значительных успехов в этой области. Встреча с такими людьми, живое общение с ними дает возможность понять, что спортсменом или, по крайней мере, физически развитым может стать каждый человек, стоит лишь приложить старание и упорство.  
      Например, приглашаем на встречу воспитателя группы, которая расскажет о своих спортивных увлечениях (катание на коньках, лыжах, велосипеде) и спортивных достижениях. Данная встреча позволяет по-другому взглянуть на воспитателя. Родители узнают, чем она занимается в свободное время, как проводит свой досуг. Или медсестру, которая рассказывает о правильном питании, о значении витамином для детского и взрослого организма, о пользе зарядки или о вредных привычках. Таким образом, можно сделать следующий вывод, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей. 
      И в заключении можно сказать, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогают: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.



«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужна врождённая способность и умение, то есть навык, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы специальные знания».

К. Д. Ушинский.


В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Книга отзывов
Оставьте отзыв о детском саде!