Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Педагог-психолог

Почти все маленькие дети испытывают трудности при поступлении в ДОУ.

В большинстве детских садов этой проблеме до сих пор не уделяется должного внимания. Единственное, что практикуется в целях смягчения адаптационного периода, это возможность кратковременного пребывания ребёнка в группе в присутствии матери. При этом педагоги часто стремятся сократить период присутствия матери, ссылаясь на то, что дети быстрее привыкают к детскому саду, когда остаются без неё. Однако известно, что сроки адаптации для разных детей различны: некоторым достаточно двух – трёх дней, а другим требуется несколько месяцев для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке, войти в новую социальную среду. Часто критерием привыканием ребёнка выступают прекращение плача, и послушное выполнение режима в отсутствии матери. Между тем это не всегда верно. Основными показателями полноценной адаптации являются активное проявление любознательности ко всему окружающему, возникновение привязанности к педагогу, желание играть со сверстниками, свидетельствующие об эмоциональном благополучии ребёнка.

Попадая в незнакомую ситуацию, вынужденно вступая в общение с незнакомыми людьми, даже взрослый человек будет чувствовать себя не комфортно, каково же приходится 2 – 3 - летним малышам? В чём же лежат причины тяжёлой адаптации к условиям детского сада?

  • Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
  • Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
  • Неумение занять себя игрушкой.
  • Несформированность элементарных культурно – гигиенических навыков.
  • Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.

В период адаптации родителям, советуем помочь своему ребёнку, выполнив следующие рекомендации:

По возможности расширить круг общения ребёнка, помочь преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, вызвать положительные реакции, положительное отношение к ним.

  • Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать показ действиями с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в совместную игру.
  • Развивать подражательность в действиях ребёнка.
  • Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
  • Не допускать высказываний сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в детский сад.
  • Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
  • В период адаптации нельзя ребёнку стричь волосы, ногти: это может травмировать ребёнка, всё это нужно делать до поступления в детский сад.
  • Очень часто у ребёнка может подниматься температура может заболеть носоглотка и др.

Для любого ребёнка начало посещения детского сада – сильнейший стресс. Даже самый здоровый ребёнок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы, которая помогла бы в ней разобраться, привыкнуть, освоиться; где много совершенно незнакомых детей, некоторые из которых плачут; ходят чужие взрослые, которых надо слушаться: они дают есть незнакомую еду из чужих тарелок, кладут спать в незнакомую кроватку и нет любимого зайца, с которым всегда засыпаешь дома…

Работу с родителями детей, поступающих в детских сад, мы начинаем задолго до того, как они приведут ребёнка. Ещё при записи малыша в учреждение мама получают чёткую информацию о периоде адаптации и о том, что лично она может сделать для того, чтобы этот период прошёл для ребёнка как можно легче.

Родители и воспитатели должны знать о специфике адаптационного периода, его стрессогенном влиянии на ребёнка, продолжительности (1,5 – 3 месяца), о возможных нарушениях. Воспитатель предупреждает родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям, и он просит их обязательно рассказывать о том, как ведёт себя ребёнок дома. Если малыша заранее приучили к режиму дня, который ждёт его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, готов к непотертой и разнообразной пище, умеет играть с игрушками, интересуется ими, способен, хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, не боится их, доверяет воспитателю, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом, его минует. С ним будет легко и родителям, и педагогу. Если же родители не подготовили ребёнка к дошкольному учреждению, если он имеет те или иные нарушения со стороны нервной системы, что, к сожалению, встречается всё чаще, или страдает хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, то его адаптации к детскому саду будет затруднена.

Известно, что наиболее легко приспосабливаются к детскому саду те дети, которые в – первых, не боятся сверстников и взрослых, то есть доступны контакту, а во – вторых, умеют играть или хотя бы заниматься игрушками самостоятельно или с другими детьми.

Психологически очень важным моментом является то, что ребёнок понимает – никто не остаётся в детском саду навсегда, за всеми вечером приходят родители. Есть дети, которым очень трудно есть, и спать в незнакомой обстановке. Может пройти несколько дней, прежде чем ребёнок согласиться остаться в группе один, без мамы. Мы всегда советуем и рекомендуем маме дать ему с собой игрушку, просто чтобы с ним оставалось что – то родное, « кусочек дома». Кроватку такому ребёнку показываем заранее, демонстрируем, как другие ложатся, и обещаем, что кроватка его подождёт, а завтра он сможет спать на ней.

В целом наличие в группе и на прогулке посторонних – мам, бабушек – очень дезорганизует работу группы, поэтому количество и продолжительность их посещений лучше ограничить первой неделей. За эту неделю дети познакомятся с участком, группой, игрушками, будут знать в лицо своего воспитателя и нескольких сверстников – для начала этого достаточно. Если воспитатели и родители вместе доброжелательно, но твёрдо направят жизнь малыша в новое русло, никаких особых проблем с ребёнком (если он физически и психически здоров) не будет.

Книга отзывов
Оставьте отзыв о детском саде!