Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Региональный компонент в ДОУ

Реализация регионального компонента в ДОУ  по физическому воспитанию
    Государственная политика в области дошкольного образования на современном этапе обусловила необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в ДОУ.
     В детском саду  №53 знакомим дошкольников с родным городом и краем средствами региональной культуры ,по специально разработанному образовательному процессу, происходящем  на фоне краеведческого материала.
     Традиционное физическое воспитание , как неотъемлемая часть народной педагогики, как основа накопленного коллективного опыта народа по воспитанию здорового, физически развитого подрастающего поколения, воплощает в себя характер этноса, его обычаи и традиции. Казаки вкладывали в свои традиционные игры и состязания, фольклорные произведения и сокровенные мечты и мысли о воспитании физически сильного, крепкого, здорового человека, наделенного не только лучшими физическими, но и нравственными качествами. Устное народное творчество казаков , народные игры и состязания в семье становились атрибутами, законами семейного воспитания, сложившимися веками и действующими по сей день.
     Физкультурное занятие базируется не только на фольклоре казаков, а включает фольклор  народов, проживающих на территории Ставропольского края (кабардинцев, карачаевцев, армян, ногайцев, осетин). Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни народов, проживающих на Ставрополье. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения в играх часто сопровождаются считалочками, жеребьевками.    
      Включение фольклорного материала требует соблюдения определенных условий:
     - детям должны быть знакомы предлагаемые физические упражнения (строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические, подвижные игры);
- фольклорный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей;
- для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;
- большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений;
- педагог учитывает, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой, народную специфику через фольклор.
    Прежде чем знакомить детей с играми народов, проживающих на Ставрополье, предшествует большая колоссальная работа: познавательные, музыкальные занятия, совместная двигательная деятельность педагога и детей на прогулке, знакомство с пословицами и поговорками, загадками и потешками, сказками и песнями, разучивание считалок, игровых речитативов, игр и забав. Основой музыкального сопровождения физкультурных занятий должны быть лучшие образцы народного музыкального творчества, могут использоваться традиционная народная символика, разнообразные атрибуты (народный инвентарь для игр и состязаний, элементы национальной одежды), а также современные гимнастические снаряды, мячи и т.п. Физкультурные занятия в сочетании с фольклором целесообразно проводить с младшего дошкольного возраста, а начинать нужно с родного для ребенка народного фольклора.
     В октябре 2019 г. провели итоговое занятие по народным играм, с детьми подготовительной группы.  Представляем фотоотчет по играм:
1. «Всадники»  (туркменская игра)
2. «Возьми папаху» (игра казаков)
3. «Гаккарис» (осетинская игра)
4. «Утушка» (чеченская игра)
5. « Перетяни палку» (армянская игра)
6. «Возьми платок»  (игра казаков)              
7. «Бег в мешках» (русская игра).      
Реализация регионального компонента в ДОУ в музыкальной деятельности детей.
        Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрена Законом РФ. Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка.
         Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она и в настоящее время несет те же воспитательные и развивающие функции.
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на них. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче и сплачённей  народ. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважение к исконно русским традициям, позитивное к ним отношение, желание поддержать их и сохранять.
      Главной задачей дошкольного образовательного учреждения в воспитании русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Организация народных праздников – одна из традиционных форм образовательной деятельности в нашем  детском саду. В ДОУ проводятся тематические  праздники «Масленица», «Казачество», а так же праздники осени, весны и др. праздники с региональным компонентом.  Особая их значимость заключается в том, что приобщение к национальной культуре в форме праздника, живо затрагивающего эмоциональную сферу дошкольников, позволяет заложить в них чувственную основу национальной принадлежности, сформировать определенный опыт.
        Подготовка к народным праздникам и развлечениям идет в тесном контакте с воспитателями, при их непосредственном и активном участии. От их активности зависит и разработка намеченных мероприятий, и успех проведения самого праздника. Проводя такие праздники и развлечения, необходимо стремиться вызвать у детей радость, смех, но наряду с этим воспитывать любовь к народному творчеству, красоте родной природы, родной речи и напевов, элементами фольклора.
        Участие дошкольников в народном празднике создает условия не только для их знакомства с элементами национальной культуры (праздниками, обычаями, песнями, припевками, танцами, костюмами), но и для позитивных эмоциональных переживаний, собственного непосредственного участия, в реализации народных традиций.
          Наряду с музыкальными достоинствами народной музыки в ней присутствуют и те чисто национальные черты, которые воспитывают  характер ребенка, его чувства.  
           Воспитание на народных традициях способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности.
           Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность.

Книга отзывов
Оставьте отзыв о детском саде!