Региональный компонент в ДОУ
Реализация регионального компонента в ДОУ по физическому воспитанию Государственная политика в области дошкольного образования на современном этапе обусловила необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в ДОУ. В детском саду №53 знакомим дошкольников с родным городом и краем средствами региональной культуры ,по специально разработанному образовательному процессу, происходящем на фоне краеведческого материала. Традиционное физическое воспитание , как неотъемлемая часть народной педагогики, как основа накопленного коллективного опыта народа по воспитанию здорового, физически развитого подрастающего поколения, воплощает в себя характер этноса, его обычаи и традиции. Казаки вкладывали в свои традиционные игры и состязания, фольклорные произведения и сокровенные мечты и мысли о воспитании физически сильного, крепкого, здорового человека, наделенного не только лучшими физическими, но и нравственными качествами. Устное народное творчество казаков , народные игры и состязания в семье становились атрибутами, законами семейного воспитания, сложившимися веками и действующими по сей день. Физкультурное занятие базируется не только на фольклоре казаков, а включает фольклор народов, проживающих на территории Ставропольского края (кабардинцев, карачаевцев, армян, ногайцев, осетин). Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни народов, проживающих на Ставрополье. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения в играх часто сопровождаются считалочками, жеребьевками. Включение фольклорного материала требует соблюдения определенных условий: - детям должны быть знакомы предлагаемые физические упражнения (строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические, подвижные игры); - фольклорный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей; - для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения; - большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений; - педагог учитывает, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой, народную специфику через фольклор. Прежде чем знакомить детей с играми народов, проживающих на Ставрополье, предшествует большая колоссальная работа: познавательные, музыкальные занятия, совместная двигательная деятельность педагога и детей на прогулке, знакомство с пословицами и поговорками, загадками и потешками, сказками и песнями, разучивание считалок, игровых речитативов, игр и забав. Основой музыкального сопровождения физкультурных занятий должны быть лучшие образцы народного музыкального творчества, могут использоваться традиционная народная символика, разнообразные атрибуты (народный инвентарь для игр и состязаний, элементы национальной одежды), а также современные гимнастические снаряды, мячи и т.п. Физкультурные занятия в сочетании с фольклором целесообразно проводить с младшего дошкольного возраста, а начинать нужно с родного для ребенка народного фольклора. В октябре 2019 г. провели итоговое занятие по народным играм, с детьми подготовительной группы. Представляем фотоотчет по играм: 1. «Всадники» (туркменская игра) 2. «Возьми папаху» (игра казаков) 3. «Гаккарис» (осетинская игра) 4. «Утушка» (чеченская игра) 5. « Перетяни палку» (армянская игра) 6. «Возьми платок» (игра казаков) 7. «Бег в мешках» (русская игра). Реализация регионального компонента в ДОУ в музыкальной деятельности детей. Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрена Законом РФ. Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она и в настоящее время несет те же воспитательные и развивающие функции. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на них. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче и сплачённей народ. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважение к исконно русским традициям, позитивное к ним отношение, желание поддержать их и сохранять. Главной задачей дошкольного образовательного учреждения в воспитании русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Организация народных праздников – одна из традиционных форм образовательной деятельности в нашем детском саду. В ДОУ проводятся тематические праздники «Масленица», «Казачество», а так же праздники осени, весны и др. праздники с региональным компонентом. Особая их значимость заключается в том, что приобщение к национальной культуре в форме праздника, живо затрагивающего эмоциональную сферу дошкольников, позволяет заложить в них чувственную основу национальной принадлежности, сформировать определенный опыт. Подготовка к народным праздникам и развлечениям идет в тесном контакте с воспитателями, при их непосредственном и активном участии. От их активности зависит и разработка намеченных мероприятий, и успех проведения самого праздника. Проводя такие праздники и развлечения, необходимо стремиться вызвать у детей радость, смех, но наряду с этим воспитывать любовь к народному творчеству, красоте родной природы, родной речи и напевов, элементами фольклора. Участие дошкольников в народном празднике создает условия не только для их знакомства с элементами национальной культуры (праздниками, обычаями, песнями, припевками, танцами, костюмами), но и для позитивных эмоциональных переживаний, собственного непосредственного участия, в реализации народных традиций. Наряду с музыкальными достоинствами народной музыки в ней присутствуют и те чисто национальные черты, которые воспитывают характер ребенка, его чувства. Воспитание на народных традициях способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности. Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. |
Книга отзывов
Оставьте отзыв о детском саде! |